Архитектура,
Нижний
Если вы идете по своим делам по Ильинской улице (при большевиках Краснофлотской), то, возможно, вы остановите заинтересованный взгляд на доме номер 65. Красивый старинный особняк, вдоль второго этажа – двенадцать колонн. Те два этажа, что лежат выше, тоже неплохи, хотя и оставляют легкое ощущение чужеродности. Присмотревшись, вы можете заметить на стене табличку, из которой узнаете, что это бывший дом купца Рычина, построенный в 1840-м году. С 1852 по 1858 год в доме помещался Мариинский институт благородных девиц, в дальнейшем же, вплоть до 1918-го – Мариинская женская гимназия. Из расположенной на этом же доме мемориальной доски вы можете узнать, что здесь в 60-е годы девятнадцатого века преподавал известный демократ Илья Николаевич Ульянов. Отец революционного вождя Владимира Ильича Ленина, между прочим (о чем доска умалчивает).
Как следует из таблички, в последний раз дом переделывался в 1934 году, когда его надстроили. Не зря верхние этажи кажутся слегка чужеродными, как я уже сказал. Более бедными по оформлению. Это - отпечаток сталинского неоклассицизма. Но стоит повернуть голову вправо или влево от этого дома – и вы наверняка будете разочарованы. Корпуса по бокам явно возведены в более поздние времена. Прямоугольные пятиэтажные оштукатуренные коробки безо всяких украшений. Стеклянный переход между левым корпусом и старинным домом Рычина. Что же помещается в этих трех зданиях, таких разнородных? Нижегородский государственный архитектурный университет. Раньше, при социализме – ГИСИ (Горьковский инженерно-строительный институт). Башня самого нового корпуса университета, расположенная сзади на параллельной улице, тоже не особо порадует взгляд. На окраине она смотрелась бы лучше.
Если, следуя дальше, неторопливо поразмышлять над увиденным, то, возможно, вы придете к мысли: архитектурный университет должен внешне представлять из себя некий образец вкуса. Все-таки будущие архитекторы проводят здесь долгие годы своей учебы. И все эти годы они наблюдают каждый день такое, говоря прямо, убожество. Я имею ввиду два боковых корпуса, уродующие старинную улицу. Судя по всему, вкус у студентов развивается далеко не идеальный.
Каковы же плоды трудов архитекторов не только горьковских и нижегородских, но и советских и российских, если смотреть более широко? Что остается в наследство будущим поколениям? Какие архитектурные красоты, новые и старые? Насчет старых - они ужимаются все больше и больше. Начали процесс «облагораживания» и «украшения» еще большевики в тридцатых – разрушением большинства церквей, украшавших не только Нижний, но и другие русские города. Дальше принялись за жилую историческую застройку. По-видимому, у целых поколений архитекторов начисто отсутствует чувство стиля. Они стремятся все перемешать. В самом центре города налепили уродливые дома – и хрущевки, и панельные девятиэтажки (видимо, начальству не хотелось жить на окраинах). Застройка разных эпох чередуется друг с другом, дома стоят через один – прямоугольная кирпичная башня семидесятых и деревянный особнячок девятнадцатого века, доведенный варварской эксплуатацией до полуразрушенного состояния. Очень тяжело сделать фотоснимок, куда бы попали здания, относящиеся только к одной эпохе.
Сейчас вроде бы наступили новые времена. Но разрушение русского исторического ландшафта продолжается. В самом центре опять строят кубические корпуса. Теперь они облицованы квадратной плиткой шестьдесят на шестьдесят сантиметров, или около того. Широко используется силикатный разноцветный кирпич бледно-желтых и серых тонов. Дома из него режут глаз на фоне чудом кое-где сохранившихся особняков из темно-красного старинного кирпича. Вопрос: почему до людей, заправляющих процессом, не доходит, что огромную ценность представляют целые кварталы сохранившейся первозданной исторической застройки, а не редкие отдельно стоящие дома, «охраняемые государством»? Сможем ли мы когда-нибудь все это восстановить?Китаев А.Е.
---------------------------------------------------