Назад

 

 

 

К решению проблемы пробок

 

 

Нас всех достали пробки на автодорогах. В Нижнем Новгороде это началось где-то в 2004-2005 годах, до этого я попадал в пробки лишь в выходные на Борском мосту. Отчего вся эта напасть? Если вы учились в техническом вузе или просто из необходимости или любопытства интересовались вопросами электричества и гидравлики, то вы знаете, что по проводу небольшого сечения нельзя передать очень большой ток, а по трубе небольшого диаметра – очень большое количество воды или нефти. Ток состоит из электронов (как принято считать), а поток жидкости – из атомов. При попытке перегнать по автодороге ограниченной ширины стремящийся к бесконечности поток частиц-автомобилей наступают в общем-то схожие явления. Проще говоря, мы столкнемся с тем, что это невозможно. Нужно либо уменьшать поток автомобилей, либо расширять дорогу.
        Нами уже с десяток лет правят юристы. Похоже на то, что они детально проработали так называемые «правила игры» - юридические правила, по которым происходит покупка, регистрация и страховка транспортных средств, а также которыми регулируются различные вопросы строительства. Кстати, «правила игры» - это не мое выражение. Весной этого года я, зайдя в книжный магазин «Дирижабль» на Покровке, случайно попал на встречу с мужчиной, который, если я правильно понял, был главным архитектором Нижегородской области несколько лет назад (фамилия его Рыбин, если я не ошибаюсь). Так вот, он считал своей главной заслугой не то, что построены какие-то красивые здания, а то, что были разработаны некие внятные правила игры, по которым играют между собой власть и инвесторы (те, кто финансируют строительство). Вот так.
        Несколько лет назад властями была предпринята судорожная попытка решить транспортную проблему в центре Нижнего. В качестве верхнего яруса незаконченного метромоста построили автомобильную дорогу. То-есть между Канавинским и Молитовским мостом появился еще один автомобильный мост, запущенный в ноябре 2009 года. Странное дело – проблемы пробок в центре Нижнего это не решило. Наоборот, они даже несколько усилились.
        Мой взгляд на эту попытку решения проблемы такой. Вместо того, чтоб уводить потоки транспорта из и так перегруженного центра города, строительство моста и подходящих к нему дорог наоборот стягивает машины в центр. Раньше я, если мне нужно ехать из Кузнечихи в Сормово, скорее всего поехал бы через отдаленный Мызинский мост, теперь же я направлю машину в центр, проеду через площадь Горького, и спущусь в нижнюю часть города по какому-нибудь из трех центральных мостов.
        Еще несколько лет назад в Нижнем был довольно тихий удаленный от остановок общественного транспорта райончик – вокруг улиц Малая Ямская, 3-я Ямская, Дальняя и еще нескольких соседних. Я случайно зашел туда вместе с отцом, еще учась в школе, классе в шестом. Там сохранилось множество старых деревянных и каменных домов, почти не разбавленных хрущевками и другими неказистыми строениями социалистического периода. Церкви, правда, были разрушены, но в 90-е их начали постепенно восстанавливать. Улицы здесь были почти безлюдными и по-деревенски тихими. Так вот сейчас этот район как ножом разрезан тремя широкими магистралями, ведущими к метромосту. Эстакада моста загородила вид на красивейшее здание Казанского вокзала на берегу Оки. Спасибо еще, что вообще не снесли. Зато снесли много старых каменных зданий в Канавино, где рядом с привокзальной площадью, в самом центре бывшей Канавинской слободы образовалась огромная кольцевая автомобильная развязка, забитая транспортом. Сохранившиеся по краям старинные строения (весьма красивые на мой взгляд) напоминают скорлупу выеденного яйца вокруг образовавшейся пустоты – кольцевой развязки.
        Итак, центр старинного Канавина «выели», чтоб решить траспортную проблему. Если идти этим путем, то нужно сносить весь исторический центр Нижнего Новгорода, церкви, старые купеческие дома, вырубать парки. Оставить только новейшие многоэтажки (офисные и жилые) и торговые центры, принадлежащие местным олигархам . А освободившееся пространство занять широченными многоуровневыми транспортными развязками и стоянками. Вот тогда транспортная проблема, возможно, решится.
        Сейчас на привокзальной площади строят еще одну эстакаду, ведущую к Московскому шоссе. Опять, вместо того, чтоб уводить транспорт с Московского шоссе на дальних подступах к центру, его упорно тянут в центр. Непонятно пока, приведет ли это строительство к дальнейшим разрушениям сохранившихся старых зданий, но над симпатичным Царским павильоном возле вокзала эта новостройка точно нависнет и красоты ему не прибавит. А раньше, как рассказывает моя мама, здесь был небольшой скверик, позднее закатанный в асфальт и бетон.
        Кстати, старое здание Московского вокзала тоже было далеко не самым уродливым. Зря его снесли при коммунистах и заменили не особо привлекательным новым вокзалом. А ведь в нем восстание было в 1905 году!
        Что же делать? Последние двадцать лет центр города упорно забивают офисными и жилыми многоэтажными новостройками. Этот процесс нужно повернуть вспять. Торговые центры, построенные олигархами местного разлива, снести, или перенести на окраины. Построить заново (один к одному, причем из таких же материалов) разрушенные дореволюционные дома и церкви. И восстановленный центр города станет туристической зоной с ограниченным движением транспорта. Надеюсь, так когда-нибудь будет.

Китаев А.Е.

---------------------------------------------------

ЯндексРеклама на ЯндексеПомощьПоказатьЗакрыть
Яндекс.Бар 4.2
Сайт управляется системой uCoz